Процесс творчества в BMX — сильный элемент самовыражения. Но “не все написанное масляной краской является искусством живописи, а любой текст за рифмованными словами — искусство поэзии”. Мы все варимся в одном и том же котле и не все выбираются из него, чтобы привнести новые ингредиенты. Однако именно они превращают катание во что-то непосредственное и самобытное. В современном BMX это еще больше актуально, учитывая, что для многих “стиль” заключается лишь в считывании увиденного. В этом нет ничего плохого — во всех видах искусства и ремеслах необходим пример. После стадии подражания начинает проявляться собственное “Я”. С ВМХ подход аналогичен, но есть некоторые нюансы. 

Когда мы смотрим только на катание, мы будем рождать исключительно катание. Это превращается в безликую массу с еле уловимыми различиями. Однородность — проблема глобальная. Алгоритмы считывания информации зачастую создаются в рамках диджитал пространства, включая соцсети. Эти процессы как полезны, так и губительны для формирования собственного восприятия. Все также зависит от контента, сформированного “интересами”. Из этого удобства “познания нового" выйти сложно. Но порой кто-то сделает шаг из этого “котла” и основной части кажется, что он открыл что-то совершенно новое.  Одним из примеров — несколько последних видео брендов Stranger и Primo. В них есть сильное сходство со стилем Уильяма Стробека — нью-йоркский видеооператор и режиссер, известный своими работами для  прославленного скейт-бренда Supreme. 

Крупные планы, замедленная съемка и даже название видео без всяких опознавательных знаков заглавными буквами — эти и другие сходства можно уловить у вариантов Stranger. Райдеру, незнакомому с творчеством Стробека, работы BMX бренда будут в новинку. Оператор Supreme часто снимал на Panasonic HPX170 (вероятно, он продолжает ей пользоваться до сих пор). Эстетика Стробека стала его “визитной карточкой”, она формируется не только из старых скейт-видео, но из его мироощущения и познаний,  которые выходят за пределы съемки трюков. “Меня интересует то, что происходит во время катания, трюки для меня вторичны — рассказывает оператор в одном из своих интервью. — Очевидно, что если мы снимаем скейт видео, там должны быть трюки. Но я люблю все, что не относится к скейт составляющей, чей-то внешний вид, формы, которые они создают, то, что происходит на споте. Каждая малейшая деталь имеет значение — я очень избирательный в таких вопросах”.   

 

Стробека также привлекает 80-ые и 90-ые, включая музыку. Можно смотреть на его работы, вдохновляться и делать что-то свое. В случае Primo и Stranger “вдохновение” оказалось чересчур буквальным. Это не хорошо и не плохо — просто это не очень самодостаточно. С одной стороны подобная картинка является классикой жанра (например, та же съемка на Sony DCR-VX1000), с другой — необходим навык и свое видение, чтобы создавать оригинальное. Сторонние явления и увлечения в контексте BMX могут создавать новое. Только это лучше всего работает, когда новое не просто заимствуется, а фильтруется новым восприятием. Даже элементарное комбинирование двух существующих вещей может раздвинуть границы привычного. 

Необязательно стараться отличаться ради отличия. В лучшем случае это должен быть естественный процесс, который проецируется на внешнее. Процесс творчества идет от осведомленности — именно она добавляет особый оттенок в катание. Легендарный стрит райдер Эдвин Де Ла Роса  во времена своего активного катания не любил "посиделки" BMX'еров, на которых люди только и делают, что обсуждают сделанный трюк. Ему важно было общение, в котором виден человек. Такой подход может иначе вдохновлять на катание. Это сродни музыки, которая влияет на ритм и исполнение трюков. Подобные выходы вне “BMX - котла” рождают новую эстетику. Заимствовать чужое бывает полезно, но в этом случае надо стараться сотворить, а не просто воровать. Постепенно вкус и насмотренность становятся стилем. Также всегда полезно помнить, что без отклонений от нормы прогресс невозможен.